легендарный мултсериал «ну, погоди!» — советский ответ штатовским «тому и джерри» — был на грани запрета несколько раз. то по идеологическим соображениям («ну чему ваш волк — хам и стиляга — может научить подрастающее поколение?!» — вопрошали критики), то по политическим (один из создателей мультфильма — сценарист феликс камов — после выхода 7-й серии эмигрировал в израиль.
по началу «ну, погоди!» задумывался как мультфильм, четкое разделяющий добро и зло, растолковывающий по буквам, что такое хорошо и что такое плохо. героев для этой цели выбрали абсолютно противоположных - зайца и волка, врожденная ненависть которых объясняется пищевой цепью и не предполагает никаких полутонов в отношениях. к тому же волк - бездельник, это плохо. заяц - маленький, но смелый и находчивый, это хорошо. казалось бы, чем не сюжет?
режиссеры «союзмультфильма» один за другим отказывались участвовать в проекте - быть может, сюжет показался слишком пресным. заинтересовался только вячеслав котеночкин. он предложил поучаствовать в создании мультфильма сценаристам курляндскому, хайту и канделю (которого позже из-за смены гражданства убрали из титров, а еще позже - заменили фамилией «камов»). из привычной работы написание сценария в какой-то момент превратилось в увлекательное занятие. как признается позже курляндский, веселились сценаристы от души. озвучивать волка сначала пригласили высоцкого, затем заменили анатолием папановым - слишком уж одиозной получалась фигура. на роль зайца без всяких проб взяли клару румянову.
и уже на показе первой серии мультфильм сорвал овации. начиная с 1969 каждый год на экранах появлялась новая серия. к сериалу прочно присоединился эпитет «народный». несколько раз котеночкин готов был распрощаться с волком и зайцем и поставить точку в работе над мультфильмом, но уступал многочисленным просьбам зрителей. так поистине ожившие уже персонажи бегали друг за другом по мультипликационной ленте весь период застоя.
«ну, погоди!» - история повседневности, обыденности 70-х. той повседневности, которая не документируется в официальных источниках, а сохраняется только в памяти страны. вместо мультфильма о том, «что такое хорошо и что такое плохо», у котеночкина получился социально адаптированный мультфильм-эпоха, открыто ироничный и непокорный.
на экране - четкое узнаваемые типажи. волка-пэтэушника и сейчас можно встретить вечерком в спальном районе. заяц из положительного героя превратился в того еще зверька. слабость его - напускная. небольшой рост и скромная комплекция вынуждают его быть находчивым, но руководствуясь врожденной хитростью, тот успевает и спровоцировать волка, и вдоволь над ним поиздеваться. однажды русаков, художник, стоял в очереди за водкой, и перед ним один мужик сказал другому: «волк - это мы, работяги, а заяц - это интеллигент. как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».
и все события развиваются на фоне советского застоя. вокруг - атмосфера «культурного отдыха» граждан. эзоповы звери из «ну, погоди!» развлекаются в луна-парке, ходят в цирк и музей, катаются на теплоходе, посещают эстрадные концерты и занимаются спортом. живут самой что ни на есть обычной жизнью. вот и спустя десяток серий заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку, волк прозябает в своей холостяцкой берлоге с ободранными обоями на стенах. а вокруг - городской пейзаж - пятиэтажные хрущевки с захламленными балконами.
одним словом, мультфильм получился очень «своим» и понятным каждому жителю той страны. его «народность» с первых же серий не нуждалась в доказательствах. в 1993 году, уже после смерти папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. в озвучке волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты рассказанные в перерывах... в 2000 году умер вячеслав котеночкин, в 2004 клара румянова. авторы «ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.
однако история мультфильма закончилась аж в 2006 году, пережив своих создателей. в минске на viii международном фестивале детского и юношеского кино «листопадик» состоялась премьера 19-й и 20-й серий мультика. снял их сын знаменитого режиссера алексей котеночкин. и сразу же после показа сообщил, что волк и заяц отправлены на пенсию. за профнепригодность. объяснил, что нынче герои не популярны, неактуальны и не выдерживают конкуренции. те, я думаю, не в обиде. пожизненная слава им в любом случае обеспечена, а догонять современных 3d-персонажей им нет никакой
Свежие комментарии